menu

Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период

Программа занятий с элементами тренинга

Моя педагогическая копилка воспитательных мероприятий 

Литература

 

   

 


Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период

Основная цель воспитания школьника – это социализация, т.е. включение его в общество, в человеческую культуру. По мнению ученых, процесс социализации имеет такие стадии:

- адаптация (ощущение себя частью народа, страны, края, семьи);

- индивидуализация (осознание себя личностью, открытие путей самопознания, саморазвития);

- интеграция (желание «вписаться» в контекст современного общества, развивать навыки общения).

  Логика развития адаптационного периода 5-классников в средней школе предполагает значительную долю их самостоятельной, специально организованной творческой деятельности; ребятам важно предоставить возможность все нормы и правила на новом этапе школьной жизни выработать самим на основе конкретного опыта "здесь и сейчас".

 

Первый этап адаптационного периода пятиклассников был посвящен созданию доброжелательной атмосферы, способствующей продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого. Ребята делятся тем, что они больше всего любят и ценят в других людях и в себе, чем им нравится заниматься, как они чувствуют себя в школе. На этом этапе ребята ищут нечто общее между собой и уникальное, непохожее, своеобразное - в каждом.

Так как для младшего подросткового возраста характерны потребности в самореализации и самоутверждении, то целесообразно предложить дискуссию - поиск. На этом этапе целесообразно партнерское участие основных преподавателей-предметников и классного руководителя, которые на равных с ребятами рассказывали бы о себе, своей жизни, своих увлечениях.

 

Во втором этапе адаптационного периода ребятам надо предоставить возможность взаимодействовать в больших и малых группах сменного состава и вырабатывать собственные правила, облегчающие действия сообща. Так, можно разработать дифференцированные правила для различных видов взаимодействия - интеллектуального, творческого, трудового и др. Был выбран актив класса: Марков А., Зуева К., Саляева К., Сятов Н. Остальные ребята разделились на сектора по интересам: «просвещение», «творчество», «спортивный». Среди общих правил появились, например, такие: "Надо работать сообща, выслушивая друг друга и сверяя версии", "Быть благодарным". Все правила конструировались в позитивной форме (что делать) без "не", так как иначе неосознанно утверждается и возможность противоположного отрицательного действия (например, "не драться", следовательно, нерадивый школьник может и подраться). Важным было то, что эти правила формулировались на основе собственного конкретного опыта, а их необходимость и значимость обсуждались специально, уточнялся смысл понятий. Таким образом, одновременно с рождением способов оптимального взаимодействия происходило принятие созданных правил.

 

Третий этап адаптационного периода 5-классников должен быть связан с утверждением и осознанием появления нового сообщества - класса. На этом этапе ребята создают автопортрет своего класса. Это презентация своего коллектива. Главное, чтобы работа была организована таким образом, чтобы каждый человек внес в общее представление свое индивидуальное видение, участвовал в нем. Ребята принимали активное участие в классных мероприятиях: « День именинника», в общешкольных: «Осенняя ярмарка», спортивные мероприятия : «Мы выбираем ЗОЖ», «Танцевальный марафон», турниры по шашкам, шахматам, волейболу. Творческие конкурсы: «Стряпуха», «Мисс и Мистер», патриотические «Смотр строя и песни» «Листовка к 9 Мая» и многие другие. Эмоциональное переживание за успех своей команды укрепляет чувства сопричастности и разделенной ответственности за общее дело.

 Став классным руководителем, чувствуешь огромную ответственность. Период адаптации, пожалуй, самый трудный. Не только мероприятия, но и такой вид работы как занятия с элементами тренинга должны содействовать работе по адаптации к обучению в среднем звене.

 

Задачи занятий с элементами тренинга :

- способствовать снижению тревожности;

- выделить качества учеников, необходимые учащимся среднего звена школы;

- дать уверенность учащимся в том, что они готовы к обучению в среднем звене;

- дать положительный настрой на работу, стремиться к преодолению негативных эмоций, связанных с обучением в школе;

- дать представления об умениях, навыках обучения в среднем звене;

- отслеживать эмоциональное состояние;

- стимулировать фантазию, воображение учащихся;

- формировать адекватное отношение к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;

- способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию;

- формировать навыков взаимодействия с другими людьми.

 

Обоснование необходимости занятий с элементами тренинга :

Из года в год возникает проблема адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено школы. Несмотря на то, что ученики уже привыкли к школе, требованиям учителя, одноклассникам, проблема адаптации существует. Они снова адаптируются к новым социальным условиям. У них появляется новый классный руководитель, учителя-предметники, новые предметы. Каждый учитель выдвигает свои требования. Этот возраст - начало подросткового периода, когда происходят ещё и физиологические изменения в организме у детей, что тоже накладывает свой отпечаток на учащихся.

Занятия с элементами тренинга для учащихся 5-х классов нацелены на помощь учащимся в адаптации к обучению в среднем звене. У классного руководителя, работающего с учащимися данного класса, есть возможность предупреждения тех проблем, которыми могут встретиться учащиеся в начале учебы в 5-м классе.

С целью преодоления тревожности пятиклассников, негативных эмоций, сопровождающих адаптационный период, и следует проводить подобного рода занятия.

Занятия можно проводить как со всеми учащимися класса, так и с группой детей, которым такие занятия нужны в большей степени.

Ни для кого не секрет, что зачастую учителя сами настраивают негативно учащихся к обучению в среднем звене школы. Заходя в класс, можно иногда слышать такую фразу: "Вот попадете в пятый класс, там узнаете..." Безусловно, зерно, брошенное на тревожную почву, дает негативные всходы. У детей изначально формируется страх перед обучением, боязнь учителей-предметников, тревога за свои учебные результаты в будущем.

Очень часто тревожность учащихся усугубляет и семья. Многие родители, вместо того чтобы поддержать в ребенке уверенность в собственных силах, предупреждают его о том, что у него ничего не получится, что он станет последним учеником в классе и т. д.

Занятия должны носить игровой, занимательный характер, что поможет учащимся быстрее входить в ритм занятия, с удовольствием включаться в деятельность.

Продолжительность занятий с элементами тренинга : от 15 до 40 минут (классный час).

Категория участников: учащиеся 5-х классов.

 

Программа занятий с элементами тренинга

Упражнение 1. "Кто ты? Кто я?"

Цель: Изучение уровня тревожности учащихся класса.

Ход упражнения: Ребятам предлагается вспомнить год поступления в школу. Предлагается обсудить вопросы, которые могут служить рефлексией.

Рефлексия:

Что связано с этим годом для вас?

Каким был ваш первый школьный день?

Что вам больше всего запомнилось из первого школьного дня?

Какой вам представлялась школа тогда, и какой она вам кажется сейчас?

Упражнение 2. "Ассоциации"

Цель: Изучение степени тревожности учащихся, связанной со словом "школа"; изучение мнения учащихся о степени значимости школы в их жизни.

Ход упражнения: Учащимся предлагается назвать прилагательные, которыми они хотели бы охарактеризовать свою школу и поделиться своим мнением о том, чему учат в школе. Например:

Школа, в которой я учусь,…

В нашей школе учат...

Рефлексия:

Насколько откровенны вы были?

Какие чувства возникали при рассуждениях о школе?

Упражнение 3. "В гостях у сказки"

Цель: Преодоление негативных эмоций, связанных с обучением в школе.

Ход упражнения:

Ребятам предлагается прослушать сказку и придумать её окончание и объяснить, почему они придумали именно такое окончание сказки.

Текст сказки: В далекие времена в одной семье жил мальчик. Был он веселый, непоседливый, любил играть с другими мальчиками во дворе в свои мальчишеские игры, помогал папе выполнять нехитрую мужскую работу, а маме — даже мыть посуду!

Учился этот мальчик в школе, в селе она была одна, и рано поутру все мальчики и девочки вприпрыжку бежали в школу.

Кто- то бежал с охотой, кому-то было трудно проснуться, и он, пыхтя, бежал позади всех. Самым последним бежал в школу знакомый нам мальчик. Не то чтобы ему не хотелось учиться, просто было очень трудно рано вставать из теплой постели, одеваться и делать так каждый день.

Однажды, когда он в очередной раз оказался самым последним на дорожке, ведущей в школу, прямо перед собой он увидел перышко необыкновенной красоты. Оно сверкало на солнце и переливалось всеми цветами радуги. Мальчик остановился, схватил перышко и забыл о том, что ему нужно бежать в школу...

В течение секунды перышко подняло мальчика, закрутило в вихре и забросало его на радугу, которая висела над школьным двором.

Мальчик кувыркался на радуге, прыгал, стоял на голове, смотрел на школу, в которой в это время сидели за партами мальчики и девочки аз его села, смеялся, свистел и вообще делал то, что ему больше всего хотелось делать.

Так прошел час, два, три, а что было потом с мальчиком?

Рефлексия: Учащимся предлагается закрыть глаза и представить себе лицо мальчика, который очутился на радуге.

Кто хотел бы оказаться на месте мальчика и почему?

Можем ли мы считать, что мальчик совсем не хотел учиться в школе?

Чем может быть вызвано такое поведение мальчика?

Обсуждение занятия:

Понравилось ли вам занятие?

Что запомнилось больше всего?

Упражнение 4. "Новичок Том "

Цель: Способствование развитию умения учиться, планировать свою деятельность; обсуждение новых условий учебного процесса в средней школе; развитие навыков сотрудничества

Ход упражнения: Ведущий: Сегодняшнее наше занятие посвящено "новичкам" – тем, кто никогда раньше не учился школе. Давайте представим, ребята, что к нам в школу приехал кто-то из другой страны. Он хочет продолжить свое обучение в нашей школе. Но прежде чем мы поможем ему познакомиться с жизнью школы, давайте дадим ему имя.

Ребята выдвигают свои версии (не больше пяти) и на основе голосования выбирают имя – например, Том.

Теперь давайте подумаем, что мы ему расскажем о жизни в школе?

Дети называют варианты: про учителей; школьников; об уроке; домашней работе; контрольных, письменной и устной работе на уроке и т.д.

Хорошо, тогда начнем, например, с того, как надо работать на уроке.

Ведущий предлагает ряд вопросов, на которые ребята дают развернутые ответы, характеризующие как их осведомленность, так и возможность проявить себя (главное – не бояться ошибок при высказывании своего мнения).

Список вопросов

1. Работа в классе на уроке

Зачем нужно быть внимательным на уроках? Если ты на уроке что-то не понял, что надо сделать? Почему? Что произойдет, если вы неправильно решите домашнее задание? Зачем нужно повторять правила, прежде чем начать делать домашнее задание? Если что-то на уроке кажется трудным, что необходимо сделать?

2. Работа с учебным материалом

Какие книги нам помогают получать дополнительную информацию по изучаемому предмету? Откуда и как вы узнаете, что по какому предмету делать? Как часто узнаете, что задано, у одноклассника по телефону? Прежде чем выполнять задание, зачем необходимо выучить правила назубок?

3. Работа над домашним заданием

С какого предмета вы начинаете выполнять домашнее задание? Чем заканчиваете?

Рефлексия: Придерживаетесь ли вы определённого школьного "расписания"?

Обсуждение занятия:

Понравилось или нет занятие?

Что нового узнали из занятия?

Что больше всего запомнилось? Что удивило?

Упражнение 5. "Где я?"

Цель: Разогревающее упражнение, направленное на снятие напряжения

Ход упражнения: В этом упражнении ведущий игрок – детектив должен назвать с закрытыми глазами, где находится человек, издающий звуки.

Рефлексия:

Что в этом упражнении оказалось самым сложным?

Насколько легко было определять месторасположение того или иного человека?

Упражнение 6. "Умеете ли вы слушать?"

Цель: Развитие умения слушать и слышать.

Ход упражнения: Каждый учащийся получает бланк с вопросами. Всего 7 вопросов, сразу на занятии ребята изучают результат.

Тест "Умеете ли вы слушать?"

Каждый учащийся получает бланк с вопросами:

1. Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь?

2. Делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам думаешь о другом?

3. Реагируешь ли ты эмоционально на слова рассказчика?

4. Ты часто перебиваешь собеседника?

5. Ты слушаешь или только делаешь вид, что слушаешь?

6. Ты мечтаешь о чем-то своем, когда слушаешь других?

7. Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника?

Теперь подсчитаем результаты: чем больше у вас ответов "да", тем хуже вы умеете слушать. Давайте подумаем над вопросом: что мешает нам слушать других?

В конце результаты всей группы обобщаются.

Рефлексия:

Довольны ли вы получившимися своими результатами? Общими?

Ожидали ли вы таких результатов от себя?

Упражнение 7. "Изобрази эмоцию"

Цель: Проработка эмоциональных состояний, умение определять эмоциональное состояние других людей.

Ход упражнения: Эмоции можно выражать с помощью движений, мимики, жестов, интонации.

Необходимо подготовить карточки, на которых будет написана та или иная эмоция (радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление и т.д.). Каждый из ребят по очереди достает из конверта карточку и пытается изобразить доставшуюся ему эмоцию без слов. Остальные должны угадать, что это за эмоция.

Рефлексия:

Насколько легко было изображать ту или иную эмоцию?

Насколько легко было угадывать ту или иную эмоцию?

С какими трудностями столкнулись в процессе выполнения задания?

Обсуждение занятия:

Как считаете, какую роль играют эмоции в нашей жизни?

Что для вас было новым на занятии?

Что было уже известно?

 

 

Правила для общения в школе

  1. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
  2. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
  3. Не дерись без причины.
  4. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
  6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  7. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
  8. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  9. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  10. Старайся быть аккуратным.
  11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  12. Помни: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

   


Моя педагогическая копилка воспитательных мероприятий 

Презентация классного часа "Урок России"

День Бородинского сражения русской армии


Литература

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 1999.
  2. Григорьева Т.Г., Основы конструктивного общения – Новосибирск – 1999.
  3. Громова Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка. – М.: УЦ "Перспектива", 2002.
  4. Коблик Е.Г.Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе.- М.: Генезис, 2003.
  5. Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии.- СПб.: Питер, 2000.
  6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство "Речь", 2001.
  7. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками: Пер. с англ. М., 1999.
  8. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4).- М.: Генезис, 2004.
  9. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения – М.- 2001.